Кузовная сварка

Сварка
Как и в любой конструкции из металла, при ремон­те автомобильного кузова сварка выходит на первый план, как наиболее технологичный вид соединения кон­струкционных элементов. Можно с уверенностью ска­зать, что со сваркой открываются совершенно другие горизонты, чем без таковой. Однако эффективность сварки вовсе не означает автоматически ее простоту и безопасность. А потому резонно остановиться на свар­ке несколько подробнее.

Чтобы не путаться в дальнейшем в различных по­нятиях (например, в сварке и пайке), для начала опре­делимся в терминологии. Сваркой называется процесс соединения деталей путем местного нагрева сварива­емых частей до температуры плавления (сварка плав­лением) или пластичного состояния (сварка давлени­ем, известная еще и как контактная сварка). Завод­ская сборка кузовов производится в настоящее время преимущественно контактной сваркой, а вот ремонт по давно сложившимся канонам еще и сваркой плав­лением, к которой относится и газовая сварка. В ны­нешние времена для использования при самостоятель­ном ремонте автомобильного кузова практически до­ступна любая (и газовая, и дуговая, и контактная) свар­ка. Следовательно, появляется возможность выбора, а это требует сравнения.

Очень проста и технологична контактная сварка. В продаже уже давно появились аппараты для нее. Для самостоятельного ремонта не было бы ничего лучше, если бы не один ее крупный недостаток — необходи­мость расположения электродов по обе стороны от места соединения. Но как раз кузовной ремонт дале­ко не всегда предоставляет такую возможность: кры­ло заварить, например, может быть и можно, а замкну­тую полость (порог) нельзя. Проведение же контакт­ной сварки там, где это возможно, никаких трудностей не вызывает.

Широкое распространение получила ацетилено-кислородная газовая сварка. Ацетилено-кислородное пла­мя имеет три зоны (рис. 65). Первая — ослепительно белого цвета ядро пламени с резкими очертаниями; во второй (бесцветной) зоне температура достигает 3100–3200 °С. Третья зона имеет желтовато-красный цвет и температуру около 2000 °С. При ремонте кузова газо­вой сваркой необходимо работать с нейтральным пла­менем горелки, образующимся при смешивании кис­лорода и ацетилена в соотношении 1,1:1. Нейтральное пламя характеризуется четким, коротким зеленоватоголубым внутренним слабо светящимся конусом. Оранжевое (восстановительное) пламя, образующееся при избытке ацетилена (С2Н2) науглероживает металл, а сварочный шов становится твердым, хрупким и труд­но поддается проковке.

Оптимальным является ре­жим сварки, когда конец зеленовато-голубого конуса пламени удерживают на расстоянии 2–5 мм от места сварки, в котором образуется сварочная ванна. Чаще всего в ванну вводят присадочный материал (проволо­ку), расплавляемый в том же пламени горелки. Раз­личают правый и левый способы газовой сварки.

При правой сварке горелку помещают впереди присадки и наплавленного валика (рис. 66); движение и горелки, и проволоки вдоль сварного шва — слева направо. При левой сварке горелку помещают между присадочной проволокой и наплавленным валиком (рис. 67), а свар­ку ведут в направлении справа налево. При сварке элементов кузова автомобиля одни литературные ис­точники рекомендуют примененять левый способ пе­ремещения горелки, а другие — правый: окончатель­ный выбор, по-видимому, здесь за непосредственным исполнителем. Горелку наклоняют к плоскости сва­риваемых листов на тем больший угол, чем больше толщина свариваемых листов.

Наиболее простой является сварка горизонтальных швов в нижнем положении. Вертикальные швы при толщине металла до 3 мм ведут сверху вниз левым способом. Горелку при этом располагают под углом 45…60’ к шву, а присадочную проволоку — под углом 90 °. Сварку вертикальных швов снизу вверх ведут пра­вым способом (рис. 68) с зигзагообразным движением горелки и сварочной проволоки. При горизонталь­ном шве на боковой поверхности применяют сварку сквозным (двойным) валиком (рис. 69). При этом со­единяемые элементы стыкуют с зазором, в идеале рав­ным половине толщины металла. Сварку рекоменду­ется начинать с нижней кромки зазора с заплавлением присадочным материалом на всю толщину сваривае­мого металла. Затем оплавляют верхнюю кромку зазо­ра с направлением жидкого металла на нижнюю кром­ку. Таким образом выполняют весь шов. При выполне­нии горизонтальных швов давление газов сварочного пла­мени препятствует вытеканию расплавленного металла из шва, что облегчает процесс сварки. Очень облегчает самостоятельный ремонт возможность сварить соеди­няемые детали с отбортовкой внутрь — по отношению к лицевой стороне (рис. 70).