Кузовная сварка


В этом случае, сваривая отбортовки по их кромкам, сварку можно вести без присадки, с минимальными термическими деформаци­ями (поводками). Линию стыка с лицевой стороны можно запаять или зашпатлевать, о чем речь пойдет далее.

Но изложенное (в очень сжатой форме) — лишь ос­новные принципиальные характеристики ацетилено-кислородной сварки. Для ее проведения нужно иметь внушительное хозяйство: газовые баллоны (которые надо периодически наполнять), редукторы, шланги, го­релку, присадочную проволоку. Все это в период между ремонтами (желательно не частыми) надо где-то хра­нить, причем весьма тщательно. Следует изучить, а глав­ное неукоснительно соблюдать инструкции по обраще­нию с сосудами под давлениями, каковыми являются баллоны. Для кузовного ремонта, безусловно, важным является то, что при газовой сварке нагрев и величина термических деформаций намного больше, чем при элек­тродуговой. Для проведения даже сравнительно неболь­шого ремонта нужно тщательно готовить зону работ в том смысле, что следует убрать (разобрать) все, что мо­жет сгореть в пламени газовой сварки, что по трудоем­кости может превысить собственно сварочные работы. Ремонт окрашенных частей кузова газовой сваркой при­водит к большому объему малярных восстановитель­ных работ, ибо окраска сгорает на большом удалении от места сварки. В то же время техника выполнения газовой сварки, особенно тонкого металла проще и ее легче освоить начинающему сварщику.

В силу целого ряда причин наибольшее распрост­ранение получила дуговая сварка. Виды дуговой свар­ки различают по нескольким признакам: по среде, в которой происходит дуговой разряд (на воздухе — открытая дуга, под флюсом — закрытая дуга, в среде защитных газов); по роду применяемого электричес: кого тока — постоянный, переменный; по типу элект­рода — плавящийся, неплавящийся. В последние годы именно для кузовного ремонта достаточно широко ста­ла использоваться полуавтоматическая дуговая свар­ка в среде защитного газа. Но наиболее доступна все-таки для индивидуального использования ручная ду­говая сварка (рис. 71) плавящимися электродами на переменном и постоянном токах, дающая возможность сваривать в непроизводственных условиях большин­ство сталей, включая нержавеющие.

Преимущества дуговой сварки перед газовой в боль­шей скорости, меньших зоне теплового влияния и ко­роблениях свариваемых деталей.

Для возбуждения дуги необходимо коснуться сва­риваемого изделия торцом электрода и сейчас же от­вести электрод от изделия на 3–4 мм (рис. 72). Во время горения дуги под электродом образуется углуб­ление, в котором находится жидкая ванна металла — кратер

Расстояние между поверхностью основного металла и дном кратера называется глубиной прова­ра или глубиной проплавления основного металла. Она тем больше, чем больше сварочный ток и меньше скорость перемещения дуги. Сварочную дугу, длина которой не превышает диаметра стержня электрода, называют нормальной или короткой. Она обеспечива­ет наилучшее качество сварного шва. Дугу большей протяжённости называют длинной. Чрезмерное уве­личение длины дуги снижает все показатели качества сварки. Под действием электромагнитного поля сва­рочного тока наблюдается отклонение дуги от задан­ного направления. Это явление получило название маг­нитного дутья.

Для уменьшения отклонения дуги ме­няют месторасположение токоподвода, наклоняют элек­трод в сторону отклонения дуги (рис. 73), уменьшают её длину. Перенос металла всегда происходит от элек­трода малого сечения к металлу изделия. Капли ме­талла с электрода в ванну расплава переходят при го­рении сварочной дуги во всех ее пространственных положениях.

При сварке на переменном токе безразлично, к ка­кому зажиму сварочного трансформатора присоедине­ны изделие и электрод. Сварку на постоянном токе выполняют при соединении «плюса» источника пита­ния с изделием (прямая полярность) или электродом (обратная полярность). Во время горения сварочной дуги при прямой полярности больше нагревается сва­риваемое изделие, при обратной полярности — элек­трод. При этом скорость плавления электродов из низ­коуглеродистой стали на 10–40% выше скорости их плавления при прямой полярности. Исходя из этого, выбирают прямую или обратную полярность в зави­симости от вида сварочных работ (прихватка или свар­ка), толщины свариваемых элементов (тонкие или тол­стые), электродов (углеродистая сталь, хромоникелевая) и др. При сварке тонких листовых деталей, а так­же некоторых специальных сталей, например корро­зионно-стойких и жаропрочных, применяют соедине­ние с обратной полярностью.

При сварке электрод перемещают в направлении его оси (для поддержания определенной длины дуги), вдоль и поперёк сварного шва. При слишком быстром дви­жении электрода шов получается узким, неровным и неплотным. Если движение электрода замедленно, воз­можны перегрев и пережог металла. Ширина широкого шва должна составлять 6–15 мм, а ниточного — на 2–3 мм больше диаметра электрода. Сварные швы подраз­деляют: по форме — на стыковые, угловые, тавровые и нахлесточные (рис. 74); по протяженности — на сплош­ные и прерывистые (рис. 75); по положению в простран­стве — на нижние, горизонтальные, вертикальные и по­толочные (рис. 76).