Кузовная сварка

Наиболее легко выполнять сварку в нижнем поло­жении. Подварка стыка с обратной стороны (ниточным швом) повышает надежность соединения. Сварку вер­тикальных швов нужно выполнять снизу вверх. Сварка сверху вниз значительно труднее, т. к. при этом больше вероятность непровара. Для предотвращения вытекания жидкого металла из сварочной ванны при сварке верти­кальных швов сварочный ток следует уменьшать на 10–15% по сравнению со сваркой в нижнем положении.

Дугу при сварке горизонтальных швов возбуждают на нижней горизонтальной кромке, а затем переходят на верхнюю кромку. Сложность потолочной сварки заклю­чается в умении удерживать плавящийся металл от вытекания из кратера вниз. Это достигается только при сварке короткой дугой. Сварочный ток и диаметр элек­трода при сварке потолочных швов выбирают относи­тельно меньшими — на 15–20% по отношению к сварке в нижнем положении. Различают способы заполнения сварных швов. По длине их выполняют «напроход» и обратноступенчатым способом. Напроход швы, длина которых не превышает 300 мм, ведут от начала до конца в одном направлении. Сварные швы средней длины (300–1000 мм) сваривают либо напроход от середины к краям, либо обратноступенчатым способом. Обратносту-пенчатый способ сварки заключается в том, что длин­ный шов делят на участки длиной 100–300 мм, которые проваривают в направлении, обратном общему направ­лению шва. При этом конец каждого участка сварива­ют с началом предыдущего.

Род и полярность тока выбирают в зависимости от марки и толщины свариваемого металла. Оптималь­ный сварочный ток корректируют и устанавливают опытным путем. Направление давления дуги можно изменить наклоном электрода и тем самым повлиять на глубину провара. Для сварки элементов неодинако­вой толщины диаметр электрода и сварочный ток под­бирают по нижним параметрам режима сварки, реко­мендуемым для элементов сварного соединения боль­шой толщины. В таких условиях сварочную дугу на­правляют на элемент соединения большей толщины.

В соединениях внахлестку элементы накладывают один на другой и выполняют шов по кромке верхнего элемента. К преимуществам соединений внахлестку относятся простота подготовки элементов под сварку и их сборки в конструкцию, а также небольшие усадки и коробления. Недостатки — повышенный расход метал­ла, необходимость сварки с двух сторон, возможность возникновения в соединении очагов коррозии, большие расход электродов и трудоемкость. Применяют ещё со­единения в кромку при толщине свариваемых элемен­тов до 3 мм и прорезные соединения, имеющие прорезь в одной из деталей, прикрепляемой внахлестку.

Соединения деталей и узлов сваркой начинают с их взаимной фиксации прихватками («клёпками»). В про­тивном случае в процессе сварки соединяемые элемен­ты может «увести» друг от друга. В местах резких пе­реходов, в острых углах, на окружностях с малым ра­диусом и в других местах концентрации напряжений установка прихваток не разрешается. Прихватки так­же не следует устанавливать вблизи отверстий, на рас­стоянии менее 10 мм от отверстия или от края детали.