Кузовная пайка


Это диктуется тем, что в отличие от сварки, при пайке особенно небольших латок, существует опасность их перегрева — уже казалось бы припаянная латка может отвалиться. Иногда это не страшно — попытку можно повторить, но лучше все-таки стараться, пропа­ивая очередной участок соединения, не разрушить пре­дыдущий. Сильный перегрев припоя может привести к охрупчиванию шва и даже превращению припоя в шлак.

Сложнее все-таки ремонтировать пайкой поверхно­сти, доступ к которым изнутри невозможен (проху­дившиеся пороги, например). Но и здесь всегда воз­можна пайка снаружи, а при некоторой сноровке и изнутри. В последнем случае прижать (точнее притя­нуть) латку в процессе пайки можно за прихваченный к ней сварочный электрод или припаянный пру­ток припоя (рис. 83), которые в ходе чистовой обработ­ки отремонтированной поверхности легко и бесследно удаляются той же «болгаркой».
   С ростом размеров ремонтных участков пайка ус­тупает свои позиции сварке, но не сразу. Существует еще область их совместного применения. Например, ремонт наружных дверных панелей, нижние части которых коррозируют довольно часто, может быть про­изведен следующим образом. Наиболее пострадавшая часть панели, полоса, начинающаяся с нижней кромки и кончающаяся сверху неизношенным металлом, от­резается и удаляется. Новый фрагмент панели после тщательной подгонки по месту соединяется с нижней кромкой оставшейся части внахлест сварными при­хватками, расположенными, например, с шагом поряд­ка 100 мм. Образованное сваркой соединение пропаи­вается по всей длине с образованием требуемой жест­кости отремонтированной панели, а если нужно, то и профиля ее лицевой поверхности (рис. 84).

Вот здесь-то уже возможен и альтернативный вариант с приме­нением шпатлевки вместо пайки, например, при более частом расположении сварных прихваток. Остальные кромки нового фрагмента панели в данном случае фиксируются отбортовкой и вальцовкой. Вставка но­вого, значительного по размерам фрагмента порога производится похожим образом, с той лишь разницей, что сварные прихватки выполняются по всему пери­метру соединения, которое затем пропаивается. Шпат­левку здесь лучше использовать лишь при чистовой обработке отремонтированной поверхности. Надо за­метить, что лудятся и пропаиваются места сварки до­вольно тяжело (из-за слоя окалины на поверхности). Лучшее средство при этом — эффективная механичес­кая зачистка.
   Теперь остановимся на той пайке, которая сродни шпатлеванию — заделке припоем глубоких вмятин или других грубых дефектов поверхности. Вот уж про что можно смело сказать: «Хорошо забытое старое». Технология этого процесса сформировалась очень давно и ориентирована, в основном, на пайку пламенем. И в этом есть смысл, потому что в ходе работы необходи­мо поддерживать достаточно высокую температуру больших площадей (участков поверхности) и масс (ко­личества припоя, используемого в качестве шпатлев­ки). Пламя достаточно мощной горелки наилучшим образом позволяет одновременно прогревать и то, и то. А самая большая сложность как раз и заключает­ся в разогреве необходимого количества припоя-шпат­левки до пастообразного состояния и поддержания его таковым в процессе нанесения и распределения по поверхности (шпатлевания).

   Работу проводят на уже облуженной поверхности и начинают с разогрева достаточного количества при­поя до температуры плавления (можно, например, в пламени большой паяльной лампы, на электро- или газовой плитке в стальной посуде, в крайнем случае, в жестяной консервной банке). К моменту расплавле­ния припоя необходимо разогреть и обрабатываемую поверхность — в идеале до температуры, несколько меньшей температуры расплава. Теперь зачерпываем жидкий припой (стальной ложкой на деревянной руч­ке) и выливаем его на обрабатываемую поверхность (если она близка к горизонтальной). Если поверхность разогрета правильно (не слишком горячая и не слиш­ком холодная), припой становится пастообразным (консистенция шпатлевки) и легко распределяется по поверхности деревянной лопаточкой (шпателем), смо­ченной для предотвращения налипания припоя ма­шинным маслом или расплавленным парафином. В случае слишком холодной поверхности (припой за­стыл) положение легко исправляется дополнительным нагревом и поверхности, и припоя до требуемой его консистенции. Хуже, когда поверхность перегрета, при­пой в жидком состоянии очень текуч и легко может «убежать» даже при незначительном наклоне обраба­тываемой поверхности. Кроме того, перегрев может сопровождаться выгоранием полуды. В этом случае ее восстанавливают, что называется, «по ходу дела», благо под рукой оказывается все необходимое. Допол­нительно используется лишь ортофосфорная или трав­леная соляная кислота.
   На вертикальные или крутонаклоненные поверх­ности припой-шпатлевку наносят, естественно, в пас­тообразном состоянии, для чего достаточно бывает чуть-чуть растянуть во времени перенос расплава на обрабатываемое место. Дольше находятся в рабочей консистенции (в пастообразном состоянии) припои с повышенным содержанием свинца, который легко можно добавить в имеющийся расплав. Вот почему, в частности, имеет смысл работу припоем-шпатлевкой начинать с минимально наклоненных поверхностей, потренировавшись на которых, можно переходить к более трудным участкам, увеличив перед этим долю свинца в припое. Шаг за шагом, нанося порции при­поя-шпатлевки на обрабатываемый участок и разрав­нивая их по поверхности, выполняют всю работу. Сложность шпатлевания припоем по сравнению с работой классическими шпатлевками, конечно, явля­ется недостатком такого способа. Но есть и неоспо­римые преимущества, например, всегда можно разог­реть снова рано застывшую в неудачном положении массу и разгладить ее надлежащим образом.